Skip links

Кто такой геймдизайнер: чем он занимается, какими навыками обладает и как им стать

Геймдизайнер — это человек, который отвечает за создание и разработку игры вместе с командой разработчиков и другими специалистами. Он занимается основной концепцией игры, включая идею, геймплейные механики и персонажей. Геймдизайнер работает над тем, чтобы игра была интересной, увлекательной и уникальной для игроков. Он определяет цели и задачи игры, создает правила и уровни, задает взаимодействия между игровыми элементами и обеспечивает баланс и сбалансированность игрового опыта.

Если вы еще не поняли суть этой профессии, логично провести параллель с кинематографом. В этом случае роль такого специалиста максимально близка роли режиссера. Ну а в традиционной разработке эта роль наиболее близка постановщику задач.

Бумажный прототип, созданный при разработке игры Diamond Trust of LondonБумажный прототип, созданный при разработке игры Diamond Trust of London

Из-за не совсем корректной трактовки термина «дизайн» в русском языке многие путают геймдизайнера с художником. Но это совсем разные специалисты. Да и самих игровых дизайнеров можно разбить как минимум на три вида:

  1. Проектировщик уровней. Создает код для игрового интерпретатора, используемого для генерации игровых карт. Сама карта формируется в так называемом редакторе уровней. Проще говоря, дизайнер уровней создает разные уровни или этапы в игре.
  2. Главный дизайнер. Координирует действия других работников студии или команды — от художников до программистов. Благодаря большому опыту такой специалист может успешно обходить сложности и решать проблемные ситуации, когда квалификации рядового дизайнера уже недостаточно.
  3. Создатель игровой механики. Выдвигает конкретные требования команде программистов — например, как будет прокачиваться уровень персонажа или как он будет взаимодействовать с игровым миром. Этот специалист имеет технический бэкграунд и он отлично знает, как концепция игры может быть перенесена в код. Это одна из сложнейших задач, так как игровая механика должна быть не просто сбалансированной, а продуманной до идеала. Иначе гeймплей будет не интересным, и покупать такую игру никто не будет.

Кроме трех вышеописанных видов, можно выделить еще пять типов таких специалистов. В играх они создают:

  1. Интерфейсы.
  2. Игровой мир.
  3. Сюжет.
  4. Игровой мир.
  5. Иные системы.

Прототипы, созданные на этапе предварительного проектирования, часто используются в качестве пруфа при внедрении новых правил или механик игрового процессаПрототипы, созданные на этапе предварительного проектирования, часто используются в качестве пруфа при внедрении новых правил или механик игрового процесса

Чем занимается геймдизайнер

Геймдизайнер занимается различными аспектами создания игры и обеспечивает ее целостность и интересность для игроков. Вот некоторые из основных обязанностей геймдизайнера:

  1. Разработка концепции: Геймдизайнер отвечает за создание общей концепции игры, включая ее идею, тему, атмосферу и основные механики. Он работает над определением целей игры и задает основные принципы игрового процесса.
  2. Геймплейные механики: Геймдизайнер разрабатывает геймплейные механики, то есть правила и системы, которые определяют, как игрок будет взаимодействовать с игрой. Он создает интересные вызовы, головоломки, уровни и прогрессию, чтобы обеспечить увлекательный и сбалансированный игровой опыт.
  3. Персонажи и история: Геймдизайнер работает над созданием персонажей игры, их характеристик, навыков и историй. Он также разрабатывает нарратив игры, создает задания, квесты и сюжетные линии, которые помогают игрокам погрузиться в игровой мир и стать частью его истории.
  4. Баланс и тестирование: Геймдизайнер отвечает за балансировку игры, чтобы она была интересной и честной для всех игроков. Он проводит тестирование игры, крупные студии нанимают отдельных тестировщиков, анализирует обратную связь игроков и вносит необходимые изменения, чтобы улучшить игровой опыт.
  5. Визуальный и звуковой дизайн: Хотя задачи визуального и звукового дизайна могут выполняться специалистами в этих областях, геймдизайнер обычно сотрудничает с ними и участвует в процессе создания визуальных элементов и звукового оформления игры. Он обеспечивает соответствие визуального и звукового стиля общей концепции игры.
  6. Фидбэк для СМИ. Иногда они отвечают на запросы специализированных изданий, например, о проблемах с игрой или о датах выхода предстоящих игр.

Изначально нужно быть готовым к максимально кропотливому, бесконечному труду: одна решенная проблема порождает две-три новых. И так до финиша, то есть до релиза игры. Однако и после него работа над игрой не останавливается.

Интерьер студии, которая занимается созданием игрИнтерьер студии, которая занимается созданием игр

При ответе на вопрос, что делает игровой дизайнер, нельзя не упомянуть о специфике компьютерной игры как таковой. Ведь по сути игра — это просто программа, которая имеет собственные параметры и свойства. Он бесконечно изменяет эти составляющие, создавая логику и настраивая ограничения. Другими словами, формирует механику игры.

Правила и ограничения в игре невероятно важны, ведь без них геймплей будет скучным и неинтересным.

Что должен знать геймдизайнер

Он постоянно играет, но пишет код или рисует очень редко. Это несколько искаженное представление о профессии, хотя в целом оно может соответствовать действительности, особенно в крупных студиях.

Главное, что вы должны знать: гейм-дизайнер делает вообще все, что не могут сделать другие специалисты в студии. Например, нужно срочно изменить игровую механику, внести изменения в игровой баланс или быстренько разработать новый квест. Либо дополнить сценарий игры или создать краткое описание предмета. Кто, если не он?

Требования к специалисту со стороны работодателя-студииТребования к специалисту со стороны работодателя-студии

Пожалуй, именно он (в плане навыков и знаний) является наиболее универсальным бойцом. Судите сами — вот какими знаниями желательно обладать:

  • Азы разработки. Это может быть знание Python или С#. Все это точно пригодится в процессе создания игр, как минимум — в процессе коммуникации с программистами.
  • Умение работать в графических редакторах(от растровых и векторных до 3D-редакторов).
  • Математика. Нужны хотя бы первоначальные азы в математике. Не лишней будет и физика, так как механика всех игр в той или иной мере использует законы этой дисциплины.
  • Психология. Зачем она нужна? Все просто — в процессе создания игры приходится часто ставить себя на место игрока, понимать его поведение, его действия и логику.
  • Soft skills. Ничуть не менее важны, чем хард навыки. Нужно много общаться, иметь дизайнерское мышление (в истинном смысле этого слова), быть не только изобретателем, но и конструктором.

Также нужно любить игры. Если вас к ним не тянет, заниматься их разработкой — не слишком хорошая идея. Придется играть, много и долго. Профессионалы, которые работают в студиях, тратят только на сам процесс игры около 60 часов в неделю. Примерно столько же или чуть больше приходится отдавать непосредственной разработке игр.

Как стать геймдизайнером

В 2022 году рынок разработки игр огромен — к такому специалисту предъявляются самые серьезные требования. Кроме того, предложение значительно превышает спрос на этих специалистов, поэтому начинающий дизайнер игр должен доказать студии, что он чего-то стоит.

Заработать стоящее портфолио в играх без трудоустройства в студию очень сложно, поэтому многие начинающие специалисты берутся за любые проекты, включая смежные отрасли. Например, занимаются тестированием игр.

Чтобы набраться опыта и составить портфолио, многие начинающие создают патчи, моды, устраняют ошибки в уже существующих играх. И, конечно, приходится заниматься разработкой игр без коммерческого интереса, такие любительские проекты могут быть формальными и создаются с одной целью — закрыть дыру в портфолио.

Способов начального становления в отрасли всего четыре:

  1. Самостоятельное обучение— например, создание уровней в специальных игровых редакторах. Этот навык развивается, и постепенно новичок переходит к изучению Unity.
  2. Трудоустройство в студию. Совсем без опыта попасть можно разве что тестировщиком игр. Стажировка в известной студии — заветная цель любого, кто мечтает войти в индустрию. Даже с тестирования можно получить опыт и в дальнейшем трансформировать его в иные направления.
  3. Платные курсы. На русском языке их не много. Гиганты онлайн-обучения предлагают крайне скудные методички, которые не помогут обрести профессию. Нужна практика. Много и долго.
  4. Университет. Один из лучших способов постигнуть профессию. Но — только для зарубежных граждан, так как в России найти вузы, которые специализируются на этом направлении, практически невозможно.

Где учиться на геймдизайнера

Профильное образование в российских вузах по такой специальности просто отсутствует. Поэтому, если вы хотите получить структурированные знания в gamedev, придется воспользоваться сайтом Coursera — там опубликованы курсы многих зарубежных университетов, посвященные геймдизайну.

На Coursera опубликовано более 680 курсов по GDНа Coursera опубликовано более 680 курсов по GD

Программа по геймдизайну университета Южной Калифорнии считается лучшей в США. Там есть два варианта: бакалавр и две разных магистратуры, которые готовят студентов к разработке игрового дизайна.

Хорошо проработанные онлайн-курсы есть у Стэнфордского и Мичиганского университетов. Оба курса доступны на Coursera.

Состав курса Game design and development Мичиганского университетаСостав курса Game design and development Мичиганского университета

В России обучиться этой специальности можно обучиться в Scream School. Это уникальная в своем роде школа, которая готовит специалистов игровой индустрии, включая дизайнеров.

Ну и конечно, есть российские онлайн-курсы (Skillbox, «Нетология», GeekBrains). Эти курсы дают лишь базис, имеют максимально сжатое содержимое и не годятся для постижения профессии в одиночку. Настоящую практику они не дают. Настоящая практика — в студии.

Где геймдизайнеру искать заказы

Объявление о найме студии размещают на самых разнообразных площадках. Это не только специализированные сайты и сообщества в социальных сетях, но и HeadHunter и SuperJob.

Вот четыре специализированных сайта, которые регулярно размещают вакансии в геймдеве:

  1. App2Top.Сайт для разработчиков издателей и любых других специалистов, которые причастны к игровой индустрии. Здесь не только интересные новости и статьи по маркетингу, аналитике, но и любопытные интервью. Есть раздел HR, в котором российские и зарубежные компании делятся своим опытом, связанным с трудоустройством на рынке.
  2. Jobs.staya.vc. Сайт, целиком посвященный трудоустройству в геймдев. Здесь множество вакансий, которые так или иначе связаны с графикой и дизайном. Есть удобные фильтры для поиска вакансий: специальность, местоположение, тип занятости.
  3. GameDev.ru. Специализированный сайт для всех, кто связан с индустрией разработки игр. На форуме есть ветка «Вакансии», где студии регулярно ищу новобранцев — как на разовую работу, так и на работу в компании. На форуме можно опубликовать собственное резюме, чтобы увеличить шанс отклика.
  4. Unity3d.ru. Проверенный форум, где можно найти предложения о работе или опубликовать собственное портфолио.

Раздел с предложениями работы на форуме unity3d.ruРаздел с предложениями работы на форуме unity3d.ru

Ну и два сообщества VK, где можно найти хорошие вакансии по этой специальности. Эти сообщества постоянно обновляются, так что без работы хороший специалист точно не останется.

  • Game Development Jobs (вакансии, freelance, Work). Здесь можно найти аутсорсинг заказов на команды, фриланс, предложения студий. Также есть много вакансий, которые связаны не только с разработкой игр, но и с вебом.
  • « Работа в геймдеве». Здесь вы найдете вакансии от студий и разовые заказы на фриланс.

Пример вакансии в сообществе. Требования к Unreal Engine Developer

Пример вакансии в сообществе. Требования к Unreal Engine Developer

Сколько получает геймдизайнер

В России зарплаты этого специалиста довольно скромные. По данным специализированных изданий, которые занимаются изучением рынка трудоустройств, средняя зарплата в России составляет 58 300 рублей (данные 2022 года). По другим данным, средняя зарплата этого специалиста по России — 45 000 рублей.

Как и на других позициях, зарплата сильно варьируется в зависимости от города, где расположена студия. В Москве зарплата самая высокая — 61 000 рублей в среднем, самая низкая в Воронеже — 22 000 рублей. Золотая середина — Казань и Нижний Новгород.

И, конечно, зарплата сильно варьируется в зависимости от опыта соискателя:

  • Без опыта — могут рассчитывать на зарплату от 21 000 до 50 000 рублей.
  • Специалисты с опытом от 1 до 3 лет — от 70 000 до 115 000 рублей.
  • С опытом от 3 до 6 лет — от 100 000 до 290 000 рублей.

*Данные получены с учетом вакансий, размещенных на SuperJob и HH.ru

А вот за рубежом цифры гораздо более впечатляющие, что и неудивительно — там геймдев как индустрия развит гораздо больше. Выставки, конференции по играм, шоу, игровая продукция — все это обычное дело. Так в US средний дизайнер игр получает около 80 000 долларов в год, или 6 750 долларов ежемесячно.

Уровни зарплаты начального, младшего и старшего специалиста за рубежомУровни зарплаты начального, младшего и старшего специалиста за рубежом

Плюсы и минусы профессии геймдизайнер

Преимущества:

  1. Творческий процесс: Геймдизайнер имеет возможность разрабатывать уникальные и захватывающие игровые идеи, создавать интересные миры, персонажей и геймплейные механики. Это позволяет проявить свою творческую натуру и воплотить свои идеи в жизнь.
  2. Работа в команде: Геймдизайнеры часто работают в коллективе с различными специалистами, такими как художники, программисты, писатели и звукорежиссеры. Совместная работа и обмен идеями в команде могут стимулировать творческий процесс и приводить к лучшим результатам.
  3. Возможность влиять на игровой опыт: Геймдизайнеры имеют возможность создавать увлекательные и запоминающиеся игры, которые могут влиять на эмоции и впечатления игроков. Успех игры и положительная обратная связь игроков могут стать источником удовлетворения и гордости за проделанную работу.

Перечислим шесть главных недостатков профессии, которые могут стать барьером к изучению специальности:

  1. Трудности при реализации идей: Разработка игры — это сложный процесс, и реализация некоторых идей может сталкиваться с техническими, бюджетными или временными ограничениями. Геймдизайнерам может потребоваться приспособить свои идеи под эти ограничения, что может быть вызовом.
  2. Неопределенность и конкуренция: Игровая индустрия является конкурентной и подвержена быстрым изменениям и неопределенности. Работа в этой сфере может быть непредсказуемой, особенно для начинающих геймдизайнеров. Также может быть сложно выделиться среди множества игр и привлечь внимание публики.
  1. Работа под давлением: В игровой индустрии часто существуют строгие сроки и высокие ожидания от игроков и издателей. Геймдизайнеры могут столкнуться с давлением и стрессом, связанными с необходимостью выполнения задач в ограниченные сроки. Это может требовать от них работать дополнительные часы, принимать быстрые решения и быстро адаптироваться к изменениям в процессе разработки игры.
  2. Критика и обратная связь: Работа геймдизайнера часто подвержена критике и обратной связи, как со стороны команды разработчиков, так и от игроков. Не все идеи и дизайн-решения будут одобрены или понравятся всем. Геймдизайнеры должны быть готовы к принятию конструктивной критики и уметь адаптировать свою работу на основе обратной связи.
  3. Необходимость обновления знаний и навыков: Игровая индустрия постоянно развивается и меняется. Геймдизайнерам необходимо быть в курсе последних трендов, технологий и игровых платформ. Это требует постоянного обновления знаний и навыков, чтобы оставаться конкурентоспособными и создавать игры, соответствующие ожиданиям современных игроков.

Хотя профессия геймдизайнера может представлять некоторые трудности, она также предлагает уникальные возможности для творчества и создания игр, которые могут вдохновлять и развлекать миллионы игроков. Главное — быть готовым к вызовам и стремиться к постоянному развитию своих навыков и знаний в игровой индустрии.

Выводы: сложно ли стать геймдизайнером

Игры представляют собой не только визуальное изображение, но и включают запоминающихся персонажей, убедительные диалоги, захватывающий геймплей и красивую музыку. Все эти элементы игры невозможны без участия геймдизайнера, который ответственен за проработку игровой механики до совершенства.

Сложность стать геймдизайнером сравнима с трудностями становления разработчиком на языке программирования C++. В России профессия геймдизайнера может быть более доступной, чем на Западе. За границей большинству игровых дизайнеров требуется бакалаврская степень для трудоустройства в студии. Многие получают образование в области искусства, информатики, кино или других смежных областях. Некоторые из них также посещают специализированные школы или институты для освоения основ игрового дизайна. Но независимо от образования, специалисту важно иметь портфолио, так как работодатели желают видеть реальные проекты (игры), в которых дизайнер принимал участие.

Геймдизайнерская профессия является привлекательной и перспективной. Она позволяет заработать деньги и получить новые знания. Работа в этой области обычно осуществляется по стандартному графику, хотя могут возникать ситуации, требующие дополнительного времени для соблюдения сроков проекта.

Большинство геймдизайнеров работают на независимой основе в инди-сегменте игровой индустрии, т.е. они работают самостоятельно, создавая свои собственные проекты или принимая участие в небольших командных проектах. Это предоставляет им свободу и возможность самостоятельно воплощать свои идеи в играх.

Карьера в игровой индустрии позволяет дизайнерам проявлять творческий подход, использовать передовые технологии для воплощения своих проектов, расти профессионально.

Напоследок приведем 5 лучших книг для тех, кто хочет начать свой путь в игровом дизайне.

    1. Джереми Гибсон Бонд. « Unity и С#. Геймдев от идеи до реализации (pdf+epub) PDF».

«Unity и С#. Геймдев от идеи до реализации (pdf+epub) PDF»

«Unity и С#. Геймдев от идеи до реализации (pdf+epub) PDF»

    1. Роберт Зубек. « Элементы гейм-дизайна. Как создавать игры, от которых невозможно оторваться».

«Элементы гейм-дизайна. Как создавать игры, от которых невозможно оторваться»

«Элементы гейм-дизайна. Как создавать игры, от которых невозможно оторваться»

    1. Вячеслав Уточкин, Константин Сахнов. « Хочу в геймдев! Основы игровой разработки для начинающих».

Обложка книги «Хочу в геймдев! Основы игровой разработки для начинающих»

Обложка книги «Хочу в геймдев! Основы игровой разработки для начинающих»

    1. Марк Таро Холмс. « Дизайн существ и персонажей. Как создать портфолио концепт-художника».

Обложка книги «Дизайн существ и персонажей. Как создать портфолио концепт-художника»

Обложка книги «Дизайн существ и персонажей. Как создать портфолио концепт-художника»

  1. Том Шэннон. « Unreal Engine 4 для дизайна и визуализации».

Обложка книги «Unreal Engine 4 для дизайна и визуализации»

Обложка книги «Unreal Engine 4 для дизайна и визуализации»

741 002

Leave a comment

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего веб-опыта.