Мировые бренды часто создают вымышленных персонажей, таких как «человек-покрышка», «заяц на батарейках» или «клоун», для использования в рекламе и пиаре. Сейчас компания Атвинта перенеслаперенесла идею создания маскотов в контекст интерфейсов и объясняет, как они могут помочь бизнесу улучшить коммуникацию с клиентами на своих веб-сайтах, в сервисах и приложениях.
Что такое маскот и зачем он нужен брендам
Маскот — это символ, обычно являющийся вымышленным персонажем или животным, который используется для рекламы и маркетинга товаров и услуг. Маскоты могут создаваться брендами для узнаваемости и создания позитивного имиджа, а также для упрощения коммуникации с клиентами и привлечения их внимания к продукту или услуге. В последнее время маскоты также начали использоваться в интерфейсах и приложениях для улучшения пользовательского опыта и облегчения взаимодействия с клиентами.
Использование персонажей-маскотов в рекламе и пиаре может помочь бренду в достижении различных целей. Например:
- Установка эмоциональной связи с клиентами: маскоты могут вызвать положительные эмоции у клиентов и укрепить их привязанность к бренду.
- Улучшение узнаваемости бренда: использование яркого и запоминающегося персонажа помогает бренду выделиться на рынке и стать более узнаваемым.
- Создание целостной имиджевой концепции: маскот может быть частью более широкой имиджевой концепции бренда, что создает единый стиль и образ бренда.
- Привлечение внимания к конкретному продукту или услуге: маскот может быть использован для рекламы конкретного продукта или услуги, что помогает привлечь внимание к нему.
- Усиление брендовой лояльности: маскоты могут помочь укрепить лояльность клиентов к бренду, особенно если они могут взаимодействовать с персонажем и создавать положительные эмоции.
Удобно, что маскота можно использовать в любом пространстве, где находится целевая аудитория:
- в сети (картинка на баннере в группе ВК или конкурс от лица маскота);
- на ТВ (реклама на популярном канале);
- в жизни (промоушн с ростовой куклой в ТЦ).
Все это — про способы взаимодействия с клиентом: через текст, через визуал, вербально в реальной жизни и т.д. Маскот может интегрироваться в любой из них. В этой статье мы расскажем, как использовать преимущества персонажей в контексте интерфейсов.
Какие задачи бизнеса решает маскот
Наша цель — не просто сделать очередное визуальное упоминание бренда, а помочь пользователю во взаимодействии с веб-продуктами компании. Рассмотрим, какие задачи маскот может решать внутри интерфейсов.
Сквозная визуальная коммуникация
Обычно у компании есть несколько площадок в интернете, например, сайт, приложение и аккаунты в соцсетях.
Главная страница сайта Cheetos
Знакомый персонаж, использованный в визуалах на всех площадках, поможет быстро привыкнуть к интерфейсу, так как он наполнен уже знакомой атрибутикой.
Интерфейс приложения Cheetos (приложение превращает фото в чипсы)
Этим приемом активно пользуются компании, персонаж которых уже является неотъемлемой частью имиджа бренда.
Дополнительные эмоции
Маскот добавляет баллы общему впечатлению от веб-продукта. Как мы уже писали выше — персонаж вызывает эмоции и эмпатию, что обеспечивает коммуникацию на более глубинном уровне. Таким образом прием помогает сделать интерфейс более живым и интересным.
Главная страница сайта клиники «Энергетик» (by Атвинта)
Например, на главной странице сайта клиники «Энергетик» мы разместили анимированного 3D-врача. Персонаж олицетворяет заботливого и профессионального доктора, который поможет справиться с недугом и поддержит в процессе лечения. Плюс здесь скрыта небольшая пасхалка — образ вдохновлен генеральным директором клиники, что добавляет ещё больше «души» и кастомизации персонажу.
Подсказки
Если внутри интерфейса подразумевается сложный или длинный пользовательский путь, то маскот может выступить в роли проводника, который будет делиться подсказками на страницах сайта или приложения.
Маскоты брендов особенно полезны для сервисных продуктов, которые решают определенные задачи для пользователей, таких как покупка авиабилетов, оформление страховки или подсчет калорий. В зависимости от сложности процесса, маскот может провести только вводное обучение по интерфейсу после регистрации, или же присутствовать на экране постоянно, чтобы помочь пользователю в процессе использования продукта.
Игрофикация
В продуктах, где есть атрибут прогресса, маскот будет органичен в роли наставника или приятеля, который поддерживает пользователя на пути развития. От лица персонажа можно выдавать ачивки, выводить мотивационные сообщения или отправлять push-уведомления с напоминаниями: например, чтобы пользователь прошел урок или выпил стакан воды для водного баланса.
Так как маскот воссоздает процесс живого общения, приятель в виде отдельного персонажа, а не абстрактной большой компании без конкретного лица, будет сильнее влиять на мотивацию пользователя.
Только аккуратнее с количеством и стилем коммуникации. Например, пользователей сервиса изучения языков Duolingo пугают навязчивые и пассивно-агрессивные сообщения от совы, которая сопровождает весь процесс обучения.
В сети даже гуляют мемы о токсичности этого персонажа
Однако эта ситуация сыграла на руку бренду — шутки про маскота завирусились, за счет чего компания получает дополнительный охват и упоминания. Это еще одно преимущество — через персонажа можно запустить цепочку вирального контента, который повысит узнаваемость и популярность сервиса.
Игры
Vногие компании используют брендированные игры как инструмент маркетинга и продвижения своих продуктов и услуг. Такие игры могут быть созданы как специальный проект к празднику или событию, например, с розыгрышем подарков, либо как дополнительный инструмент, который дополняет основной продукт компании. Если у компании есть маскот, то он может стать главным героем таких игр, что поможет укрепить узнаваемость бренда и повысить вовлеченность пользователей. Кроме того, игры с маскотами могут быть более привлекательными для детей и молодежи, что также может положительно сказаться на репутации компании и ее продуктов.
Например, мы в Атвинте разработали инвестиционную игру для портала финансовой грамотности. Задача портала — предоставить населению бесплатные материалы от экспертов, чтобы люди могли получить знания о личных финансах и научились приумножать капитал.
Интерфейс портала финансовой грамотности (by Atwinta)
В дополнение к основному продукту, которым выступает портал со статьями, подкастами и уроками по финансовой грамотности, мы сделали игру, в которой пользователи могут освоить азы инвестирования. Игра представляет собой симулятор инвестиционного рынка, в котором геймеры могут продавать акции, открывать вклады, оформлять страхование и проводить другие операции.
Интерфейс инвестиционной игры (by Atwinta)
Маскотом для финансовой платформы был создан динозавр Финграмчик, который символизирует богатство и успех в финансовых делах. В игре, созданной на основе платформы, Финграмчик является главным героем. По сюжету, он работает на обычной работе, дружит с птеродактилем и мечтает накопить денег на собственную пещеру.
Подсказки и сообщения от Финграмчика
Прием с переносом человеческих качеств на животных и неодушевленные предметы называется антропоморфизмом. С помощью этого подхода мы:
- упростили обучающий процесс— через фантазийный мир Финграмчика мы можем приводить более простые примеры, что особенно актуально для начинающих инвесторов;
- сделали геймплей развлекательным— забавно, когда с динозавром происходят обычные житейские ситуации, например, ремонт машины или наследство от дяди. Все это развлекает игрока и улучшает игровой опыт;
- перенесли негативные кейсы с игрока на персонажа— в некоторых кейсах с Финграмчиком случаются не самые приятные события вроде сломанной лапы. Так мы не связываем негативные ситуации напрямую с игроком, но при этом оставляем такие события в сценарии для реалистичности.
Все эти преимущества будут актуальны и для любого другого маскота, поэтому в формат игр персонажи ложатся идеально.
Как разработать маскот: 3 способа
Разберем несколько основных способов разработки персонажей.
Превратить продукт в персонажа
Самый простой вариант — оживить продукт и сделать его маскотом. Примером служат все те же конфеты M&Ms, коробочки McDonald’s и мистер Мишлен, который собран из покрышек.
Коробочки Хэппи Мил — немного безумные, но им это к лицу
Основное преимущество в очевидности — аудитория видит оживленный продукт и сразу понимает, к какому бренду он относится. Более сложный нюанс здесь — в создании характера персонажа. Каким будет лицо вашей продукции: энергичным, меланхоличным, рассудительным или безбашенным? Эти вопросы должны решаться в связке между аналитиками, маркетологами и дизайнерами.
Красный и Желтый на промосайте
Метод подходит компаниям с физическим товаром, для остальных более актуален следующий.
Выстроить персонажа на смыслах и отсылках
Если у компании нет физического продукта, можно заложить в персонаже соответствующие продукту образы, ассоциации или историю.
Например, динозавр Финграмчик из нашего проекта по финансовой грамотности содержит в себе множество отсылок.
Финграмчик — маскот Цифровой платформы финансовой грамотности населения Кузбасса (by Атвинта)
На Востоке считается, что динозавр и дракон тесно связаны друг с другом, а дракон — это символ мудрости и благополучия. В продолжение идеи Востока Финграмчик сделан в виде оригами, а финансовый успех, как и фигурки, складываются шаг за шагом по продуманной стратегии. Дизайнеры собрали Финграмчика в 3D и придали ему фактуру зеленой бумаги — а это еще одна отсылка к деньгам в виде кэша.
Еще один пример — коровка Милка, маскот одноименного шоколадного бренда.
Персонаж ассоциируется с молоком, и именно молочный шоколад является флагманским продуктом производителя. К тому же Милка пасется на самых зеленых и самых красивых Альпийских лугах, что создает позитивную ассоциацию с природой и экологичностью продукта.
Ассоциировать персонажа с целевой аудиторией
Другой способ влюбить клиентов в маскота — наделить его характеристиками целевой аудитории. Подумайте:
- чем занимаются ваши клиенты?
- как они одеваются?
- какой сленг используют?
- какие качества им присущи?
Выявленные элементы внедрите в образ персонажа. Например, так сделала компания Nestle, создав маскота для какао Nesquik — энергичного кролика Квики.
Квики на сайте Nesquik
Характер и образ жизни кролика напоминают ребенка, который ходит в начальную или среднюю школу. Он энергичный, всем интересуется, любит повеселиться с друзьями, ходит на уроки, и как все дети, испытывает яркие эмоции — от удивления и радости у кролика даже закручиваются уши. Это тоже важная деталь, которая невербально считывается людьми.
Одежда соответствующая: кроссовки, кепка, в руке скейтборд а за спиной школьный рюкзак — в таком персонаже дети узнают себя и с удовольствием пьют какао с его изображением на пачке.
Каким нишам стоит обратить внимание на маскота
Маскота может придумать и внедрить в интерфейс любая компания, но мы выделим 2 ниши, в которых персонажи будут смотреться наиболее органично и сработают лучше всего.
Продукт для молодой аудитории
Наиболее отзывчивы к персонажам люди младше 21 года. Дело в том, что активное использование маскота добавляет во взаимодействие с аудиторией элемент сказки, фантазии, игры — все, что так нравится детям и подросткам.
Они активно вовлекаются в коммуникацию с персонажем и могут даже отдавать предпочтение продукту только за счет крутого маскота, а не качества. Молодые люди подпишутся на персонажа в соцсетях, купят мерч и будут пользоваться сайтом или приложением с привлекательным для них героем.
Funko POP даже выпустили фигурку с Честером
Если вы делаете сайт или сервис для молодежи и детей — смело создавайте маскота и делайте упор на коммуникацию с персонажем.
Образование
Выше мы указали преимущества маскота в EdTech нише:
- Персонажи переносят пользователя в выдуманный мир, где сложные темы можно подавать легким языком и на упрощенных примерах (вспоминаем про Финграмчика).
- В любом образовательном сервисе будет актуальна геймификация, где можно представить персонажа в роли наставника, мотиватора или друга (вспоминаем про сову Duolingo).
Сейчас мы в Атвинте работаем над игрофикацией учебного процесса в SMITUP — это образовательная платформа, которую мы разработали для онлайн-школы по подготовке к ЕГЭ, олимпиадам и сессиям.
Дашборд ученика на онлайн-платформе SMITUP (by Атвинта)
Чтобы сделать прохождение курсов увлекательным и повысить мотивацию ребят, мы создали систему левелов и добавили ачивки. Также на дашборд геймификации мы добавили персонажей, которые подбадривают учеников внутри платформы.
Интерфейс дашборда игрофикации (by Атвинта)
В будущем персонажей можно будет кастомизировать, что сделает коммуникацию с ними еще более интересной. Сразу после внедрения в продукт мы получили позитивную обратную связь от учеников онлайн-школы — они просят добавить больше взаимодействия с ними.
Так, персонажи в интерфейсе вызывают дополнительный интерес и мотивацию для касания с продуктом.
Маскот может не подходить для всех видов бизнеса и продуктов. Например, для серьезных и формальных компаний, таких как правительственные учреждения или компании, специализирующиеся на продаже высококлассных продуктов и услуг, маскот может не соответствовать общему стилю и имиджу бренда. Также важно учитывать мнение целевой аудитории и проводить тестирование перед внедрением маскота в продукт или сайт.
Если маскот удачно ложится в концепцию бренда, в одном случае его будет достаточно упомянуть в визуале сайта, а в другом — разгуляться и сделать целую игру с ним в главной роли. Подключайте аналитиков и маркетологов, которые помогут проанализировать аудиторию и понять, готова ли она принять персонажа и как его появление скажется на интерфейсе.
Выводы
- Маскот — это персонаж, который создается для бренда и выполняет различные задачи, начиная от формирования имиджа и заканчивая увеличением продаж.
- Маскоты могут использоваться для улучшения пользовательского опыта в интерфейсах веб-сайтов и приложений.
- Однако, в некоторых случаях, маскоты могут выйти из-под контроля и стать популярными мемами в интернете.
- Более органично персонажи впишутся в образовательные сервисы и веб-продукты для молодых пользователей.
- Однако, не всегда применение маскота может быть эффективным и в некоторых случаях, он может вызвать недовольство у пользователей.
455 000