Юнит-экономика представляет собой систему оценки прибыльности бизнеса, основанную на идее, что успешность предприятия зависит от прибыли, которую приносит каждая отдельная базовая единица (юнит). Принцип прост: если каждая юнита деловой деятельности приносит положительную прибыль, то бизнес считается эффективным. Другими словами, юнит-экономика сводится к расчету прибыльности каждого отдельного элемента бизнеса.
Юнит — базовая единица, которая может приносить как прибыль, так и убыток. Юнитом может быть практически все, что угодно — каждый бизнес выбирает сам, что считать базовой единицей. Традиционно в качестве юнита используют:
- изделие/продукт — используют производственные компании, интернет-магазины;
- контракт/сделку — компании, предоставляющие услуги или продающие сложные дорогие продукты;
- клиента — интернет-магазины, онлайн-сервисы, торговые компании.
Почему важно считать юнит-экономику
Расчет прибыльности базовой единицы помогает предпринимателю или топ-менеджменту бизнеса оценить, в какую сторону движется компания — к прибыли или к убытку. И принять стратегические решения, чтобы при необходимости изменить ситуацию к лучшему. Это — основная задача.
Считать юнит-экономику важно по нескольким причинам:
- Оценка прибыльности: Расчет юнит-экономики позволяет оценить финансовую эффективность каждой базовой единицы бизнеса. Это помогает определить, насколько каждая юнита приносит прибыль и как она влияет на общую финансовую производительность компании. Оценить перспективность инвестиционного проекта или стартапа и не вписаться в сомнительную с точки зрения прибыли затею.
- Принятие решений: Изучение юнит-экономики помогает принимать обоснованные бизнес-решения. Анализируя прибыльность каждого отдельного элемента бизнеса, можно определить, на какие юниты стоит сосредоточить усилия и ресурсы, а на какие следует уделить меньше внимания или вовсе отказаться от них.
- Улучшение эффективности: Расчет юнит-экономики позволяет выявить слабые места и неэффективные процессы внутри компании. Если какая-то юнита не приносит достаточной прибыли или даже убыточна, это может указывать на необходимость внести изменения в стратегию, операционные процессы или структуру бизнеса, чтобы повысить эффективность и увеличить прибыльность.
- Планирование и прогнозирование: Анализируя юнит-экономику, компания может проводить более точное планирование и прогнозирование своих финансовых результатов. Это помогает определить цели, разработать стратегии роста и более точно оценить финансовые риски.
В целом, юнит-экономика является важным инструментом для понимания финансовой производительности бизнеса и принятия обоснованных решений, направленных на улучшение результатов компании.
Как рассчитать юнит-экономику
Самая общая формула, по которой можно посчитать прибыльность бизнеса, выглядит так:
(Средний чек х Количество продаж) – Расходы = Прибыль
Средний чек, помноженный на количество продаж, — это и есть LTV клиента. Таким образом получаем:
LTV клиента — Расходы = Прибыль
Прибыль должна быть со знаком плюс, и чем она больше — тем лучше для бизнеса.
Общий алгоритм расчета:
- Определите расходы на привлечение пользователей, или маркетинговый бюджет.
- Определите число привлеченных клиентов.
- Разделите маркетинговый бюджет на количество клиентов, и вы получите стоимость привлечения одного клиента.
- Посчитайте прибыль, которую принесли все клиенты.
- Разделите сумму общей прибыли на количество клиентов.
- Так вы получите LTV одного клиента.
- Из этого показателя вычтите расходы на привлечение одного клиента, и вы получите величину прибыли/убытка, которые получил бизнес.
Это и есть она — юнит-экономика. Но у нее не одна, а две основные модели: клиентская и транзакционная. Есть смысл поговорить о них отдельно.
Расчет клиентской модели юнит-экономики
При выборе клиентской модели юнитом считается клиент или пользователь. Эта модель подходит бизнесу, который нацелен на неоднократные покупки одного клиента, как вариант — на продление подписки на онлайн-сервисы.
В этой модели важно рассчитать LTV клиента и затраты на его привлечение (САС — Customer Acquisition Cost). Если прибыль от клиента превышает бюджет на его привлечение — бизнес в плюсе, если нет — дело плохо, и нужно либо менять каналы привлечения, либо пересматривать в принципе стратегию продвижения. Либо, как вариант, задуматься о снижении себестоимости продукта.
Считаем САС:
САС = Расходы на продвижение/количество клиентов
Сравним САС и LTV на примере:
Есть микробизнес у человека, который работает как самозанятый. Он выкупил кресло в парикмахерской недалеко от своего дома и принимает клиентов. Для их привлечения он использует посты в социальной сети и рекламу в виде визиток, которые раскладывает в магазинах, аптеках, салонах сотовой связи.
Вот он, наш мастер, за работой
Один человек в среднем за год приходит стричься 10 раз, каждая стрижка стоит 1 000 рублей.
LTV = Количество стрижек х Стоимость одной стрижки = 10 000 Ꝑ
Расходы на привлечение клиентов в год составляют 40 000 рублей, в эту сумму входит оплата копирайтеру постов в соцсетях и печать визиток. Количество привлеченных за год клиентов — 100 человек.
САС = 40 000/100 = 4 000 Ꝑ
LTV в этом случае в 2,5 раза выше САС, то есть стоимости привлечения одного клиента — самозанятый отлично выстроил свой маленький бизнес.
Прибыль = 10 000 – 4 000 = 6 000 Ꝑ
Такую прибыль получит мастер от одного клиента за год без учета дополнительных трат. Можно уточнить юнит-экономику и выявить чистую прибыль от одного клиента. Чтобы понять чистую прибыль, надо учесть затраты на аренду кресла и закупку материалов, необходимых мастеру для работы.
Примем за аксиому, что расходы в целом составляют 300 000 Ꝑ в год на всех клиентов, и рассчитаем расходы в пересчете на одного клиента:
300 000 / 100 = 3 000 рублей
Считаем:
Прибыль = LTV – (CAC + Дополнительные расходы) = 10 000 – ( 4 000 + 3 000) = 3 000 Ꝑ
Теперь можно сделать окончательный вывод о том, что бизнес мастера-парикмахера в нашем случае точно прибыльный.
И еще пример использования юнит-экономики — на этот раз для расчета эффективности рекламных затрат:
К нашему мастеру пришел блогер и предлагает ему разместить рекламу в своем блоге. Стоимость рекламы — 150 000 рублей. Количество подписчиков у блогера — 100 000 человек, по результатам предыдущих рекламных интеграций конверсия составляет 0,5 %.
Считаем юнит-экономику мастера: 0,5 % от 100 000 человек — это 500 клиентов, которых получит мастер.
150 000 : 500 = 300 рублей будет стоить мастеру 1 юнит (клиент)
Выгодна ли мастеру реклама у блогера, рентабельны ли будут затраты? Конечно, если учесть, что стоимость юнита падает с 4 000 до 300 Ꝑ. Надо соглашаться, если человек чувствует в себе силы сделать стрижки 500 клиентам в год. Это будет правильное маркетинговое решение.
Расчет транзакционной модели юнит-экономики
Транзакционную модель часто использует офлайн-бизнес, а базовой приносящей доход единицей считается заключенная сделка или проданный продукт. При этом для компании по строительству деревянных домов будет сделка по продаже дома, а для кафе — заказ любого блюда из меню. В интернет-маркетинге юнит в виде сделки обычно выбирают при длительном цикле работы и высоком чеке — например, при создании сайта, посадочных страниц или разработке маркетинговой стратегии.
Чтобы понять юнит-экономику, необходимо рассчитать маржинальную прибыль от каждой сделки/продажи. И затем сравнить ее с затратами на производство товара.
Метрика считается по формуле:
Маржинальная прибыль = Выручка от сделки – Затраты на производство продукта
Эта формула помогает понять, приносит базовая единица прибыль или убыток.
Для расчета по транзакционной модели при определении затрат на производство продукта учитываются все расходы — и постоянные, и переменные. Например:
- Стоимость сырья/комплектующих, производства или закупки товара (себестоимость).
- Стоимость продвижения (общая по всем рекламным каналам).
- Оплата труда сотрудников.
- Стоимость упаковки и доставки товара.
- Стоимость аренды помещения, если речь идет об офлайн-компании.
- Расходы на прием платежей.
Пример: Диджитал-компания «Экстра» предлагает разработку сайта. Сайт стоит 120 000 рублей.
В компании работают 3 человека, каждый из которых получает по 10 % от каждой сделки.
Расходов на аренду офиса у компании нет, все сотрудники работают удаленно
Есть подписка на работу с сервисами, которые необходимы им в работе, и на оплату лицензионных программ — 10 000 в месяц.
На привлечение клиента компания тратит еще 14 000 Ꝑ, оплачивая запуск контекстной рекламы.
Таким образом:
- Стоимость сайта для компании — 46 000 рублей (оплата труда сотрудников, оплата ПО)
- Сопутствующие расходы (на рекламу) — 14 000 Ꝑ.
- Выручка от сделки (продажи сайта) — 120 000 Ꝑ.
Маржинальная прибыль = 120 000 – (46 000 + 14 000) = 60 000 Ꝑ
У этого бизнеса тоже все в порядке, как показывает юнит-экономика — сделка, она же юнит, приносит компании весомую маржинальную прибыль.
Для компаний, где сделки происходят часто и помногу, например, для интернет-провайдеров или магазинов, маржинальная прибыль рассчитывается не для одной конкретной сделки, а для усредненной. Формула выглядит так:
Маржинальная прибыль = (Средний доход от сделки — Стоимость привлечения клиента) х Количество привлеченных клиентов
Средний доход от сделки, Average Revenue Per User (APRU) — это выручка за конкретный период, чаще всего за месяц, поделенная на количество сделок.
Просчитаем еще один пример:
У интернет-провайдера «Розовый слон» есть группа «ВКонтакте», из которой на сайт провайдера переходит 40 посетителей в месяц.
Еще 60 человек переходят на сайт из объявлений контекстной рекламы.
Из этих 100 посетителей 50 человек оформляют контракт на подключение интернета на суммы от 3 000 до 5 000 Ꝑ — провайдер совершает 50 сделок на общую сумму 200 000 Ꝑ.
На ведение группы «ВКонтакте» провайдер тратит 30 000 рублей в месяц — деньги идут на оплату услуг на SMM-щика и дизайнера.
На контекстную рекламу уходит еще 20 000 рублей. Общий маркетинговый бюджет составляет таким образом 50 000 рублей.
APRU = 200 000 / 50 = 4 000 Ꝑ
САС = 50 000 / 50 = 1000 Ꝑ
Маржинальная прибыль = (4 000 – 1000) х 50 = 150 000 Ꝑ
Мы видим, что и компания «Розовый слон» тоже работает с прибылью.
Плюсы и минусы юнит-экономики
К плюсам расчета прибыльности базовой единицы относятся:
- Точность цифр. Ошибиться с тем, прибылен юнит или убыточен, довольно сложно, если все данные актуальны и честны.
- Информативность. Расчеты помогают увидеть, какие каналы продвижения выгодны бизнесу и приводят к росту прибыли, а где компании только теряют, а не получают.
- Практичность. С помощью расчета юнит-экономики можно определить максимальную цену привлечения клиентов, которая выгодна бизнесу. Все, что выше, можно просто отметать без раздумий.
- Возможность прогнозирования. Рассчитывая прибыльность базовой единицы, можно понять, к прибыли или убыткам приведет запуск нового продукта, расширение бизнеса, инвестиции в конкретный проект.
Пожалуй, единственным минусом юнит-экономики можно назвать сложные формулы расчета. Необходимо собирать информацию, понимать в целом экономику проекта, заранее рассчитывать САС, LTV, APRU.
Сервисы для расчета юнит-экономики
Считать доходность базовой единицы можно вручную: например, настроить таблицу с формулами в Excelили в Google Docs. А можно воспользоваться специализированными сервисами, где все формулы уже подставлены, и остается вписать только свои значения.
Что выбрать? Если хотите глубже разобраться в теме, понять, из чего складываются расходы и доходы — конечно, самостоятельный расчет. Если хотите сэкономить время, вполне можно обратиться к сервисам. Но метрики, которые вы будете подставлять в формулы расчетов, все равно придется определять и рассчитывать самостоятельно.
Калькулятор Даниила Ханина
Сайт: https://uecalc.com/
Это сервис от финансового аналитика, который специализировался на анализе финансовых моделей стартапов.
В 2017 году автор сделал доступной для читателей своего блога форму расчета маржинальной прибыли, которая быстро стала очень популярной в бизнес-среде. Форма была доработана и в 2020 году трансформировалась в отдельный сервис расчета юнит-экономики моделирования финансовой модели.
Стимулятор Utmstat
Симулятор Utmstat— инструмент более простой. С помощью бегунков вы задаете значения основных бизнес-метрик и получаете расчет юнит-экономики. 30 дней сервис можно использовать бесплатно, затем тарифы на работу с сервисом начинаются от 2 490 рублей в месяц.
Бизнес-метрик понадобится знать довольно много
Калькулятор Neiros
Сайт: https://neiros.ru/tools/unit-economy-calculator/
Это еще один удобный сервис, который поможет рассчитать юнит-экономику. Есть полностью бесплатный тариф с ограниченным функционалом, а платные тарифы начинаются от 990 рублей в месяц.
Удобно, что все метрики указаны не сокращениями, а полным названием на русском языке
Шаблон от «Яндекс.Практикума»
Адрес шаблона:
https://docs.google.com/spreadsheets/d/1nkYVR4bKte7geF9sFJ858oejbITJrU4h3QGFKZpuqls/edit?usp=sharing
Просто сделайте копию этой Google-таблицы и работайте с ней бесплатно и без каких-либо ограничений. Фактически это та самая таблица, которую вы могли бы настроить вручную самостоятельно, но уже готовая.
4 критичные ошибки при расчетах юнит-экономики
-
- Объединение и расчет юнит-экономики «вообще». Такой не существует — расчеты необходимо проводить отдельно для разных периодов (особенно если товары или услуги сезонные), разных каналов привлечения, а если бизнес представлен в разных регионах, то и для разных регионов. Только так расчет будет прикладным, полезным и соответствующим действительности.
- Отсутствие учета расходов на рекламу. Если опираться только на себестоимость товара и постоянные расходы, а маркетинговый бюджет не учитывать, прибыль окажется завышенной, и на практике ожидания не оправдаются. А вместо прибыли бизнес может получить убыток. Бюджет на продвижение всегда необходимо учитывать вместе с другими расходами.
Пример: компания продает ежедневники за 500 рублей. LTV клиента— 1 000 рублей, то есть каждый клиент приобретает в среднем 2 ежедневника. Казалось бы, вот она, прибыль. Но расходы на привлечение одного клиента составляют 1 100 рублей.
LTV — 1 000 Ꝑ, СAC — 1 100 Ꝑ. Бизнес работает в убыток.
- Нет оценки каналов продвижения. Если расчет проводится для каждого канала продвижения в отдельности, то их можно сравнить между собой по эффективности и дать оценку, например: контекстная реклама для нас убыточна, а вот SEO работает и приносит прибыль.
- Нет понимания экономики бизнеса в целом. Например, нет работы по снижению себестоимости товаров, по увеличению среднего чека, по отключению неэффективных каналов продвижения. Компания не работает над улучшением сервиса, ничего не делает, чтобы продлить срок взаимодействия с клиентом, не проводит общий SWOT-анализ бизнеса. В этом случае расчет юнит-экономики ничему не поможет — это фрагмент общей экономики, и без ее доработки в целом результата не будет.
Выводы
- Юнит-экономика представляет собой оценку прибыльности основной единицы (клиента или сделки) в рамках бизнеса.
- Существуют две основные модели: клиентская, где основной единицей является клиент, и транзакционная, где основной единицей считается сделка. Расчет этого показателя важен для определения финансового состояния бизнеса и принятия решений о дальнейших шагах, таких как масштабирование, пересмотр стратегии или прекращение деятельности, чтобы избежать убытков.
- Юнит-экономика помогает определить рентабельность рекламы, идентифицировать наиболее выгодные каналы продвижения и продаж, а также выявить эффективность бизнес-модели.
- Для расчета прибыльности базовой единицы можно использовать шаблоны и специализированные сервисы, однако все необходимые метрики для расчета придется определить самостоятельно.
Мы надеемся, что теперь у вас есть ясность относительно расчета юнит-экономики, и вы сможете провести соответствующие расчеты для своего бизнеса или применить юнит-модель при разработке своего стартапа.
1218 001